«Улыбнись нам, Господи»
Философский роман Григория Кановича о судьбах евреев, мыкающихся по литовским землям в поисках города-рая, режиссер-метафорист Римас Туминас уже ставил 20 лет назад в Вильнюсском малом театре. Тот спектакль стал легендой. В Москве свой старый хит он решил возродить силами золотого состава труппы: в спектакле заняты Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Евгений Князев, Виктор Добронравов, Юлия Рутберг, Виктор Сухоруков. Пока их герои (старый каменотес, его друг-водовоз и погорелец-водовозчик) бредут по бесконечному пути, они успевают рассказать другу другу множество личных историй и обнаружить в каждой из них христианский смысл. Монументальная притча о бренности бытия и неумолимости смерти — must see для всех театралов.
Возрастное ограничение: 16+
24, 30 декабря
Театр им. Е. Вахтангова
Билеты: 800–5200 руб.
Важная премьера на открывшейся после ремонта Старой сцене Мастерской Фоменко — моноспектакль одного из лидеров молодой труппы Федора Малышева. Камерное 40-минутное действо по рассказу Достоевского о герое, задумавшем самоубийство, притворяется концертом. Каждой фразе и повороту мысли в голове «смешного человека» соответствует музыкальный номер от группы «Бесы» (музыканты сидят прямо на сцене). Но главное здесь — актерское рвение, драйв. Малышев органичен в образе романтического героя-саморазрушителя, ненавидящего самого себя. Точно сыграны вспышки жесточайшей рефлексии и искреннего страдания. Перед зрителем — спектакль-исповедь, обжигающий некрасивой правдой о внутреннем устройстве людей и мира вообще.
Возрастное ограничение: 12+
5, 12, 18, 20, 26 декабря
Театр «Мастерская П.Н. Фоменко»
Билеты: 500–2500 руб.
«Отелло»
Вывернутый наизнанку Шекспир от питерского мэтра Юрия Бутусова. В основе завораживающей версии — история ревнивого мавра сразу в трех переводах: Сороки, Лейтина и Пастернака, «смикшированная» с произведениями Пушкина, Чехова и Ахматовой. Главный козырь постановки — тонкий артист Денис Суханов в роли Отелло в дуэте со страстным Тимофеем Трибунцевым в образе Яго. Главная метафора — черная краска, которую герой наносит на лицо и руки. «Черная дыра» вместо лица и сердца — вот какой этот Отелло. В мрачное и эклектичное действие по бутусовской традиции «встроены» эстрадные номера: все персонажи поочередно поют и танцуют. Вместо привычных декораций — мусор прямо на сцене.
Возрастное ограничение: 12+
21, 30 декабря
«Сатирикон»
Билеты: 1000–4000 руб.
«Берег утопии»
Самый масштабный проект не только РАМТА (в нем занята вся труппа), но и русского театра вообще. Грандиозную трилогию английского классика Тома Стоппарда, героями которой стали Герцен, Огарев, Бакунин и другие революционные «утописты» XIX века, поставил Алексей Бородин. Все части играются в один день — начало в 12:00, 15:30 и 19:00. Зрителей ждет очень серьезный разговор о судьбах страны, анализ русской философской мысли и страстная полемика на тему русского особого пути. Спектакль-диспут, несмотря на значительные длинноты, смотрится увлекательно и легко. Не последнюю роль в этом играет ирония, с которой написана и сыграна пьеса.
Возрастное ограничение: 18+
19 декабря
Российский академический молодежный театр
Билеты: 150–3600 руб.
Комедия Мольера, поставленная Сергеем Женовачем как блистательный бенефис Василия Бочкарева. Никаких жестких режиссерских концепций и радикальных внешних решений. Все внимание — характеру брюзжащего отца семейства Аргана. Обычно его играют злобным тираном, Бочкарев же выстраивает совсем другой образ — очаровательного стареющего ребенка. У его семьи появились собственные интересы, а ведь он привык быть центром их маленькой вселенной. Вот и притворился больным, чтобы никто далеко не уходил. Безобидная игра смотрится свежо, весело и очень по-французски — как если бы ее играли в «Комеди Франсез».
Возрастное ограничение: 12+
22 декабря
Малый театр
Билеты: 200–3500 руб.
«Записные книжки»
Интеллигентная инсценировка дневников Чехова — перед зрителем проходит вереница знакомых и совсем неизвестных героев, воплощенные замыслы классика и его бесплотные фантазии. За одним столом сидят экзальтированные мадамы и сухие доктора, отчаянные холостяки и «сладкие» семейные парочки, художники, критики, официанты. Разглагольствуют о любви и смерти, вкусно едят, танцуют вальсы, спорят о будущем и поднимают тосты. Ничего серьезного — обаяние прекрасных нелепостей. Однако, глядя на сцену, нельзя не вспомнить фразу «люди просто пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».
Возрастное ограничение: 16+
5, 20 декабря
Студия театрального искусства
Билеты: 300–1800 руб.
Спектакль, который придется по душе ретроградам от искусства и просто ценителям традиций. Леонид Хейфец поставил пьесу Артура Миллера. Пока двое братьев делят имущество умершего отца, припоминая друг другу старые обиды и нагромождая новые обвинения, старый оценщик мебели Грегори Соломон (непростую роль играет Игорь Ясулович) здраво рассуждает о философии нового времени. Сегодня у всего есть своя цена, у искренности и предательства — тоже. Спектакль отличает любопытная сценография — сцена заставлена старой мебелью, деревянные стулья развешены даже на потолке. В декорациях прошлого герои решают судьбы будущего.
Возрастное ограничение: 16+
25 декабря
Театр им. В. Маяковского, сцена на Сретенке
Билеты: 800–1200 руб.
«Идиот»
Долгожданная премьера от лидера молодой авангардной режиссуры Максима Диденко. Хрестоматийный текст Достоевского создатель и руководитель Русской школы физического театра решил в эстетике «черной» клоунады, акцентировав внимание на любовном треугольнике: Мышкин — Настасья Филипповна — Рогожин. В одном из интервью Диденко объяснил свое решение: «В нашем мире, среди всего прочего, утеряно две вещи: культура клоунады и восприятие Достоевского как живого ироничного человека». В спектакле заняты всего пять исполнителей — вместе с Ингеборгой Дапкунайте, которой отведена роль Князя Мышкина, на сцену выйдут Евгений Ткачук, Павел Чинарев, Роман Шаляпин и Александр Якин. Фантастические декорации созданы художником Павлом Семченко из радикального театра «АХЕ», работы которого отличает сложный видеомэппинг.
Возрастное ограничение: 16+
16–20 декабря
Театр наций, малая сцена
Билеты: 300–3000 руб.
«Контрабас»
Знаменитую монодраму Патрика Зюскинда на мхатовской сцене разыгрывает Константин Хабенский. Блистательный артист легко справляется с задачей, поставленной молодым режиссером Глебом Черепановым — превратить трагедию в фарс. Герой Зюскинда — спивающийся контрабасист, заложник системы и раб привычек. Его одиночество огромно и почти осязаемо. В версии Черепанова герой — клоун. Он разговаривает с пустыми бутылками, распевает на унитазе и никак не может отлепить туалетную бумагу, зацепившуюся за его штанину. Финал небанального бенефиса — сцена, в которой Хабенский сам играет на контрабасе.
Возрастное ограничение: 16+
18, 25 декабря
МХТ им. Чехова
Билеты: 350–5000 руб.
«Пять вечеров»
Безоговорочный хит «Современника» по знаменитой пьесе Александра Володина о запоздалой встрече разлученных войной работницы ленинградской фабрики «Красный треугольник» Тамары и шофера с дальнего Севера Ильина. В первоначальной версии пару играли Елена Яковлева и Сергей Гармаш. После ухода одной примы ее сменила другая, не менее яркая — Евгения Симонова. Душераздирающая история большого чувства сыграна в ностальгических декорациях. Патефон, радиоточка, кружева на столе, снеговик в зимнем парке, — все смотрится красиво и трогательно. Совсем как в старом советском кино.
Возрастное ограничение: 16+
19 декабря
Театр «Современник» на сцене театрально-концертного зала «Дворец на Яузе» (пл. Журавлева, 1, м. «Электрозаводская»)
Билеты: 400–3000 руб.
Наталья Витвицкая, портал «Культура Москвы»
Оригинальный адрес статьи